В самокатах, как и во всей скейтинг-индустрии используются
радиальные прецизионные шарикоподшипники только очень хорошего
качества. В прецизионных подшипниках шарики внутри распределены по
окружности с помощью обоймы - сепаратора, этим обеспечиваются
небходимые размерные параметры, а также выдерживается устойчивый
тепловой режим, необходимый для нормальной работы подшипников.
На пылезащитных пластинках (пыльниках) наносится обозначение размера подшипника: число 608, и за ним буквы:
- Z или ZZ - обозначают только наличие пыльников (Z - один пыльник, ZZ - два ), их сьёмность никак не обозначается;
- RS
(rubber shild) - означают что подшипники влагозащищенные. Такие
подшипники имеют обрезиненные пылезащитные пластинки, они закрывают
зазоры подшипника от влаги и пыли, значительно продлевая срок его
службы.
В самокатах используются подшипники:
разборные: пылезащитные пластинки таких подшипников закрепляются -C- образными стопорными кольцами, сняв которые можно получить доступ для обслуживания подшипника. В случае подшипников 608RS - пыльник вынимается без стопорного кольца.
неразборные:
пылезащитные пластинки завальцованы в проточке внешней обоймы
подшипника. Как грамотно снять пыльники с таких подшипников можно
узнать в разделе мастерская.
китайские -
на самом деле эти "подшипники" - сущий кошмар, и если вдруг в ваших
роликах оказалось такое "подобие" подшипников, как можно быстрее
замените их на настоящие, пока не пришло огорчение от роликов.
Подшипники
изготовливаются с разной точностью. Поскольку скейтинг-индустрия
зародилась и получила наибольшее распространение в Северной Америке,
чаще всего встречаются подшипники, маркированные с обозначением класса
точности по американскому стандарту ABEC (Annular Bearing Engineering
Council - Совет производителей подшипников.) Подшипники с обозначением
класса точности по стандартам других стран (ISO, DIN )тоже встречаются,
но реже.
На
самом деле, лучшие на сегодняшний день подшипники изготавливаются в
России, и иногда ими комплектуются многие модели известных Brand-ов (к
примеру, "ROCES") ... Об этом - отдельная тема.
Мифы и правда о ABEC
Cопоставление обозначений классов точностей шарикоподшипников в соответствии со стандартами разных стран.
AFBMA *
|
ABEC-1
|
ABEC-3
|
ABEC-5
|
ABEC-7
|
ABEC-9
|
JIS **
|
Class 0
|
Class 6
|
Class 5
|
Class 4
|
Class 2
|
DIN ***
|
P 0
|
P 6
|
P 5
|
P 4
|
P 2
|
ГОСТ****
|
класс 0,
нормальная
|
класс 6,
повышенная
|
класс 5,
высокая
|
класс 4,
прецизионная
|
класс 2,
сверхпрецизионная
|
* AFBMA: Anti-Friction Bearing Manufacturers Association (USA)
** JIS: Japanese Industrial Standards (JAPAN)
*** DIN: Deutsch Industrie Norm (GERMANY)
****ГОСТ: Государственный Стандарт (РОССИЯ)
Непосредственно на подшипниках стандартов DIN, ГОСТ и JIS класс точности не обозначается.
Чем выше точность изготовления подшипника, тем меньшие зазоры имеют его рабочие сопрягаемые части и тем больше его ресурс.
Кстати
- широко распространенное мнение, что подшипники высоких классов
точности "нежные" и годятся только для спид-скейтинга, в корне неверно
- ведь фактически в таких подшипниках " больше железа", а
соответственно больше и ресурс. Другое дело, что подшипники высоких
классов точностей стоят значительно дороже, - поэтому для агрессива не
ставят подшипники классов выше чем ABEC5: ведь какая разница, что
плющить?? К примеру, хорошие честные подшипники ABEC3 в среднем
стоят 30$ за 16 шт, а ABEC7 уже 85.
Класс точности (и стоимости) подшипников и их стоимость обуславливают область их применения:
Подшипники
разных классов точности имеют существенную разницу в цене, поэтому
производители роликов в дорогие модели ставят подшипники высоких
классов точности - ABEC5-7-9, а в ролики подешевле - ABEC3 или 5.
Однако следует знать - нельзя определить, какого класса подшипники,
просто крутанув колесо рукой - обычно это излюбленный трюк продавцов в
магазине - ...вроде "ощутите разницу" - мол, если крутится долго, то
это дорогой подшипник высокого класса, и человек на таких роллах будет
просто пулять!!! - а если крутится недолго, то низкого (что, конечно
же, вообще недостойно внимания покупателя!).
Что можно сказать...
Класс точности изготовления - Не класс скорости!!!
"Визуальная" лёгкость вращения зависит только от
смазки, что заложена в подшипнике. Если в подшипниках пластичная
смазка (густая-консистентная), то на стенде в магазине колесо будет
вращаться не очень свободно; и напротив, если в подшипнике заложена
жидкая смазка, то вращение будет достаточно свободным.
Но одно дело, когда колесо вращается на весу, без нагрузки, и совсем другое дело, когда это будет происходить под вашим весом,
и на асфальте - тут-то вся эта "магазинная разница" станет незаметна. К
тому же ресурс подшипников на пластичной смазке несравнимо выше, да и в
обслуживании они нуждаются не так часто. Ведь жидкая смазка частично
испаряется, частично вытекает и если ничего не предпринимать,
подшипники изнашиваются достаточно быстро. После за 100-120 км пробега
их надо обслуживать - а это всего пара-тройка хороших вечерков по
городу.
На
самом деле, особо "выдающейся разницы" в лёгкости вращения между
подшипниками, скажем - ABEC3 и ABEC7 нет, есть разница в ресурсе!!! Но
между тем разница в их стоимости - весьма ощутима.
Отчасти
это раздутая и поддерживаемая производителями роликов рекламная возня
по поводу панацеи для роллеров - "магических букв" - ABEC**, которые
пишут на на раме коньков класс точности "штатных подшипников" - к
примеру, у на раме гордо красуется ABEC7, "подчёркивая" этим
правильность выбора и престижность модели. А между тем, такие "трюки"
уводят внимание покупателя от значительно более значимых для него на самом деле вещей: - гораздо важнее при выборе обратить внимание на другие качества роликов: удобство
ботинка, анатомическую совместимость с ногой, необходимую боковую
поддержку, вентиляцию... а подшипники - как и колеса - всего-лишь
расходные материалы :)))
Источник: http://www.roller.ru |